Суббота, 18.05.2024, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт учителя информатики

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики как средство формирования УУД

Современный мир является информационным миром. В условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя. Научиться получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач  образования.

        Анализ УУД позволяет сделать вывод о том, что большинство из них (если не все полностью) имеют информационную природу и обладают свойствами, так или иначе связанными с информационной деятельностью. Это говорит о том, что на уроках информатики формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационные аспекты управления объектами и процессами. Принципиально важную роль в информатике играет понятие информационной модели. Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы), умение визуализировать данные с помощью диаграмм и графиков - это тот набор действий, которым должен овладеть выпускник , что проверяется в ходе итоговой аттестации практически по всем предметам.

          Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Достичь хороших результатов обучения информатике можно, через использование проектно-исследовательской деятельности.

        Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель
  • определять проблему в деятельности
  • выдвигать версии,
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий

Познавательные УУД:

  • выбор необходимой информации,
  • установление причинно-следственных связей,
  • умение вести наблюдение за объектом
  • ориентироваться в терминах
  • делать отбор источников информации для поиска новых знаний
  • использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
  • преобразовывать информацию из одной формы представления информации в другую форму

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям

        Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка, создание сказки), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

          Выполнение проектно-исследовательской работы в информатике показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Способ реализации проекта зависит от ученика и его возможностей.

        Виды результатов проектной- исследовательской деятельности: web- сайт; анализ данных социологического опроса; видеофильм; видеоклип; выставка; газета; игра; макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия. Данный метод дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.

        В своей работе я использую УМК  «Информатика» 7-9 классы. Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Одна из главных целей данного комплекса направлена на формирование системного мышления, которое определяет умение: целенаправленно работать с информацией, классифицировать и систематизировать информацию, т.е. способность находить сходства и различия между явлениями по разным признакам. Моя работа с учащимися строится по определенной схеме: сначала даю базовые теоретические знания, затем учащиеся на практических занятиях работают с шаблонами, а уже после нескольких уроков, в зависимости от темы, выполняют свои творческие проекты, направленные на применение полученных знаний и умений. Работа может быть организована как групповая, так и индивидуальная. С учащимися определяются желаемые, планируемые результаты, проговариваются некоторые требования к проекту (наличие определенных элементов в работе, в зависимости от изучаемой темы). Например, составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word.

       Современная школа вступила в долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся, которым предстоит жить в условиях общества с неограниченным доступом к информации. В процессе развития школьного образования очень большое значение приобретает формирование современных универсальных учебных действий.

       Современный учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить, должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

 

Литература:

  1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли»» Система заданий; пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова,. М.; Просвещение, 2010г.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80с.
  3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/ 

       

Категория: Мои статьи | Добавил: еравна (15.09.2017)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar