Интерактивные тренажеры для подготовки к ЕГЭ 2015 (1-7)
Материалы с сайта http://somit.ru/
Для кодирования некоторой последовательности, состоящей из букв А, Б, В, Г и Д, используется неравномерный двоичный код, позволяющий однозначно декодировать полученную двоичную последовательность. Вот этот код: А – 0; Б – 100; В – 1010; Г – 111; Д – 110. Требуется сократить для одной из букв длину кодового слова так, чтобы код по-прежнему можно было декодировать однозначно. Коды остальных букв меняться не должны.
Каким из указанных способов это можно сделать?
1) для буквы В – 101 2) это невозможно
3) для буквы В – 010 4) для буквы Б – 10
Решение:
- код однозначно декодируется, если выполняется прямое или обратное условие Фано; в данной задаче выполняется прямое условие Фано:
- с кода буквы А =0 не начинается ни один другой код,
- оставшиеся коды Б, Г и Д не совпадают с началом длинного кода буквы В;
- таким образом, при сокращении нужно сохранить выполнение прямого условия Фано
- вариант 3 не подходит, потому что новый код буквы В начинается с 0 (кода А), поэтому условие Фано нарушено
- вариант 4 не подходит, потому что код буквы В начинается с 10 (нового кода б), поэтому условие Фано нарушено
- вариант 1 подходит, условие Фано сохраняется (все трёхбитные коды различны, ни один не начинается с 0)
Ответ: 1.
Пример задачи 2 ЕГЭ ДЕМО 2015 и ее решения на
"Построение и анализ таблиц истинности логических выражений"
Александра заполняла таблицу истинности для выражения F. Она успела заполнить лишь небольшой фрагмент таблицы:
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
x7 |
x8 |
F |
|
0 |
|
|
|
|
|
1 |
0 |
1 |
|
|
0 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
Каким выражением может быть F?
1) x1 · ¬x2 · x3 · ¬x4 · x5 · x6 · ¬x7 · ¬x8
2) x1 | x2 | x3 | ¬x4 | ¬x5 | ¬x6 | ¬x7 | ¬x8
3) ¬x1 | x2 | ¬x3 | x4 | x5 | ¬x6 | ¬x7 | ¬x8
4) x1 · ¬x2 · x3 · ¬x4 · ¬x5 · ¬x6 · ¬x7 · ¬x8
Решение:
- подставив табличные значения построчно в первое уравнение получаем:
!x2 · !x8 = 1 · 0 = 0;
x1 · !x4 = 1 · 1 = 1;
!x4 · !x8 = 0 · 0 = 0
Помним, что логическое произведение A · B · C · … равно 1 (выражение истинно) тогда и только тогда, когда все сомножители одновременно равны единице, а в остальных случаях равно 0 (выражение ложно) откуда видим, что третья строка таблицы не соответствует первому и третьему уравнениям, следовательно, верным может быть, только второе или четвертое уравнение.
- подставляя табличные значения построчно во второе уравнение и получаем:
x2 | !x8 = 0 | 0 = 0;
x1 | !x4 = 1 | 1 = 1;
!x4 | !x8 = 0 | 0 = 0
- подставляем табличные значения построчно в четвертое уравнение и получаем
!x2 | !x8 = 1 | 0 = 1;
x1 | !x4 = 1 | 1 = 1;
!x4 | !x8 = 0 | 0 = 0
- получается, что четвертое уравнение отпадает поскольку в первой строке таблицы его результирующее значение однозначно равно 1, а из двух зол выбирают меньшее, т.е. будем надеятся, что для второго уравнения в третьей строке таблицы из оставшихся шести переменных, которые САша неуспела вписать найдется хоть одна равная 1. Таким образом правильный ответ будет под номером 2
- Ответ: 2
Пример задачи 3.1 ЕГЭ ДЕМО 2015 и ее решения на
"Файловая система"
Задание №1
Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы. Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звёздочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.
В каталоге находится 7 файлов:
carga.mp3
cascad.mpeg
cassa.mp3
cassandra.mp4
castrol.mp4
picasa.map
picasa.mp4
Определите, по какой из перечисленных масок из этих 7 файлов будет отобрана указанная группа файлов:
cascad.mpeg
cassa.mp3
cassandra.mp4
picasa.mp4
1) *cas*a*.mp* 2) *ca*a*.mp* 3) *cas*.mp* 4) *cas*a*.mp?
Решение:
1. сразу же замечаем, что маска 4 - *cas*a*.mp? не пропустит имя первого файла cascad.mpeg , имеющего 4 символа в расширении, поэтому эта маска не подходит.
2. оставшиеся три первых маски позволяют выбрать все четыре указанных имени файлов, но нам нужно в качестве правильного ответа выбрать только один, поэтому попробуем подойти с другой стороны, т.е. пойдем путем исключения и проверим все отброшеные имена файлов.
3. можно заметить, что маска *ca*a*.mp* должна пропустить имя файла carga.mp3, а в выбранных файлах его нет, следовательно отбрасываем данную маску
4. маска *cas*.mp* должна будет пропустить имя файла castrol.mp4, которого так же нет в выбранных, следовательно отбрасываем и эту маску.
5. остается только первая маска - *cas*a*.mp*, так что ее и выбираем.
6. Правильный ответ: 1
Пример задачи 3.2 ЕГЭ ДЕМО 2015 и ее решения на
"Поиск и сортировка информации в базах данных"
Задание №1
В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы дяди Леоненко В.С. Пояснение: дядей считается брат отца или матери.
1) Геладзе И.П. 2) Геладзе П.И. 3) Гнейс А.С. 4) Леоненко Н.А.
Решение:
ищем в первой таблице Леоненко В.С., определяем, что ее код 35
чтобы найти родителей Леоненко В.С., ищем во второй таблице записи, где код ребенка равен 35: таким образом, её родители имеют коды 33 и 34
ищем бабушек и дедушек, то есть, записи во второй таблице, где код ребенка равен 33 или 34: соответствующие коды бабушек и дедушки Леоненко В.С. – это 14, 44 и 23
ищем детей персон с кодами 14, 44 и 23 – это братья и сестры родителей Леоненко В.С., то есть, её дяди и тёти; находим, что это человек с кодом 24, Геладзе П.И.
Ответ: 2
Примеры задач, генерируемых интерактивным тренажером
Задание №1
Сколько значащих нолей имеет восьмеричное число 564 в двоичном представлении?
Решение:
Переводим восьмеричное число 564 с помощью триад в двоичный код = 101110100
Считаем количество значащих нолей - 4
Таким образом, правильный ответ: [4]
Задание №2
Сколько значащих нолей имеет десятичное число 277 в двоичном представлении?
Решение:
Переводим десятичное число 277 в двоичный код = 100010101
Считаем количество значащих нолей - 5
Таким образом, правильный ответ: [5]
Задание №3
Для хранения целого числа со знаком используется один байт. Сколько единиц содержит внутреннее представление числа (-37)?
Решение:
Вычитаем из заданного числа по модулю единицу : [-37] - 1 = 36
Полученное число 36 переводим в двоичный код: 100100
По условию число занимает в памяти 1 байт = 8 бит, поэтому нужно представить число с помощью 8 разрядов: В нашем случае число 100100 имеет всего 6 бит, поэтому дополняем его незначащими нулями до восьми: 00100100
Делаем инверсию битов (заменяем везде 0 на 1 и 1 на 0): 11011011
Считаем количество единиц: 6
Таким образом, правильный ответ: [6]
Задание №4
Сколько единиц имеет восьмеричное число 1150 в двоичном представлении?
Решение:
Переводим восьмеричное число 1150 с помощью триад в двоичный код = 1001101000
Считаем количество едениц - 4
Таким образом, правильный ответ: [4]
Задание №5
Сколько единиц имеет десятичное число 530 в двоичном представлении?
Решение:
Переводим десятичное число 530 в двоичный код = 1000010010
Считаем количество едениц - 3
Таким образом, правильный ответ: [3]
Задание №6
Сколько единиц имеет шестнадцатеричное число 284 в двоичном представлении?
Решение:
Переводим шестнадцатеричное число 284 с помощью тетрад в двоичный код = 1010000100
Считаем количество едениц - 3
Таким образом, правильный ответ: [3]
Задание №7
Какое из чисел, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству: 227(8) < X(2) < 99(16)
Решение:
Переводим восьмеричное число 227 с помощью триад в двоичную систему счисления: 10010111
Переводим шестнадцатеричное число 99 с помощью тетрад в двоичную систему счисления: 10011001
Находим разность между этими двоичными числами 10011001 - 10010111 = 10011000
Таким образом, правильный ответ: [10011000]
Задание №8
Как представлено десятичное число 154 в системе счисления по основанию 5? В ответе нужно записать только найденное значение числа в указанной системе счисленя.
Решение:
Для перевода числа 154 в систему счисления по основанию 5, делим его на 5 и собираем остатки в обратном порядке
Находим, что десятичное число 154(10) в системе счисления по основанию 5 = 1104(5)
Таким образом, правильный ответ: [1104]
Задание №9
Сколько единиц в четверичной записи десятичного числа 119
Решение:
Для перевода десятичного числа 119 в четверичную систему счисления, делим его на 4 и собираем остатки в обратном порядке
Находим, что четверичный код десятичного числа 119 равен 1313
Остается подсчитать количество единичек, в нашем случае их всего 2.
Таким образом, правильный ответ: [2]
Задание №10
Какое число, записанное в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству: 254(8) < X(2) < AE(16)
СПОСОБ 1.
Переводим восьмеричное число 254 с помощью триад в двоичную систему счисления: 10101100
Переводим шестнадцатеричное число AE с помощью тетрад в двоичную систему счисления: 10101110
Находим разность между этими двоичными числами 10101110(2) - 10101100(2) = 10(2)
Это говорит о том, что второе число больше первого ровно на две единицы
Делаем вывод: Х больше первого числа или меньше второго ровно на 1 откуда следует, что Х = 10101100 + 1 = 10101101 или: Х = 10101110 - 1 = 10101101
СПОСОБ 2.
Переводим восьмеричное число 254 в десятичное: 2*8^2 + 5*8^1 + 4*8^0 = 172
Аналогично переводим шестнадцатеричное число AE в десятичное: 10*16^1 + 14*16^0 = 174
Понятно, что между этими десятичными числами может лежать только одно десятичное число: 173
Нам остается перевести его в двоичную систему счисления: 173(10) = 10101101(2).
СПОСОБ 3.
Переводим восьмеричное число 254 с помощью триад в двоичное: 10101100 которое, в свою очередь с помощью тетрад, переводим в шестнадцатеричное: AC остается понять, что между числами AC(16) и AE(16) может лежать только одно шестнадцатеричное число: AD не забудем, что полученное шестнадцатеричное число нужно перевести с помощью тетрад в двоичное
СПОСОБ 4.
Переводим шестнадцатеричное число AE с помощью тетрад в двоичное: 10101110 которое, в свою очередь с помощью триад, переводим в восьмеричное: 256 между восьмеричными числами 254(8) и 256(8) может находится только одно восьмеричное число: 255
Нам остается перевести его в двоичную систему счисления: 255(8) = 10101101(2).
Таким образом, правильный ответ: [10101101]
Интерактивный тренажер 5 ЕГЭ ДЕМО 2015 на
"Использование информационных моделей. Перебор вариантов, выбор лучшего по какому-то признаку"
Пример заданий генерируемых интерактивным тренажером ЕГЭ 6 2015
Задание №1
Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
1. Складываются первая и третья, а также вторая и четвёртая цифры исходного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке возрастания Пример. Исходное число: 3165. Суммы: 3 + 6 = 9; 1 + 5 = 6. Результат: 69.
Укажите максимальное число, в результате обработки которого, автомат выдаст число 1315
Правильный ответ: 9964
Задание №2
Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
1. Складываются первая и третья, а также вторая и четвёртая цифры исходного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке возрастания Пример. Исходное число: 3165. Суммы: 3 + 6 = 9; 1 + 5 = 6. Результат: 69.
Укажите минимальное число, в результате обработки которого, автомат выдаст число 1517
Правильный ответ: 6899
Задание №3
У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1. прибавить 4
2. умножить на 2
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 4, а выполняя вторую, умножает его на 2. Запишите порядок команд в программе преобразования числа 4 в число 56, содержащей не более 8 команд, указывая лишь номера команд.
Последовательно проверяем работу предложенной вами программы У исполнителя Калькулятор две команды:
Код правильного ответа : 11111211
Задание №4
Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.
1. Складываются первая и вторая, а также третья и четвёртая цифры исходного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания.
Пример. Исходное число: 3165. Суммы: 3 + 1 = 4; 6 + 5 = 11. Результат: 114.
Укажите наибольшее число, в результате обработки которого, автомат выдаст число1511
Правильный ответ: 9692
Интерактивный тренажер 7.1 ЕГЭ ДЕМО 2015
на "Электронные таблицы "
Интерактивный тренажер 7.2 ЕГЭ ДЕМО 2015
на "Электронные таблицы